USD 28.03.2024 92.5919 0.0174
USD ММВБ 13:06 92.3315  
EUR 28.03.2024 100.2704 -0.1417
EUR ММВБ 13:06 99.6942  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Рецензия на "Хоббит: Битва пяти воинств"

О том, почему после финала трилогии "Хоббита" хочется переехать в Средиземье.

«Средиземье, забери меня обратно», - именно так хочется ответить на слоган «Битвы Пяти воинств». Последнее путешествие в Средиземье. Нет, не уходите, эльфы, гномы, хоббиты. Давайте сядем и посмотрим еще раз все сначала.

Финал второй трилогии Питера Джексона о Средиземье оправдал все ожидания, а местами сценаристы даже перевыполнили план. Добрую половину фильма (да что уж там, половину трилогии) Торин Дубощит выясняет отношения с громадным скуластым орком Азогом, Кили, племянник «короля под горой», влюбляется в лесную эльфийку Тауриэль, а Леголас творит такие кульбиты, какие во «Властелине Колец» даже Арагорну не позволялись. Без заново вылепленных из богатой на героев толщи Средиземья персонажей трилогия «Хоббита» не состоялась бы. Торину нужен не менее харизматичный экранный враг, Кили нужно раскрыть свой романтический потенциал, а не пригласить красавца Леголаса было бы вообще преступлением. Правда, спустя 10 лет после «Властелина колец» Орландо Блум возмужал и выглядит старше своего отца Тарандуила, но без него и еще десятка персонажей «Хоббит» так и остался бы рассказом о хоббите. В руках Джексона же относительно скромная фабула распухла до эпичного масштаба. Не то чтобы это было необходимо, но, если начал с «Властелина Колец», становится трудно остановиться.

После динамичной «Пустоши Смауга» Джексон обещал отдать чуть не полчаса экранного времени на битву. Если раньше гномы шли к Одинокой горе, то и дело ввязываясь в передряги, то битва - вещь глобальная, на кону, как это принято, судьба Средиземья. Батальные сцены в духе «смешались в кучу орки, люди» - настоящий киношный шведский стол для поклонников режиссера. Тут кузен Торина, Даин с Железных Холмов, гарцует на борове, Тарандуил величаво восседает на лосе, пока тот сгребает рогами десятки орков, Бард-лучник пускает в Смауга стрелу с плеча своего плачущего сына. Здесь нет давящего чувства безнадеги, как в сражениях «Властелина колец». Это пристальный взгляд на народы Средиземья: люди обиделись на гномов и обнищали, эльфы обижены на всех, но им-то некуда торопиться, а Торину нужно время, чтобы прийти в себя и драться все-таки за «своих». Даже орки – взять хоть того же Азога – здесь осмысленнее и принципиальнее. Они, например, подают друг другу сигналы, продумывают стратегии и придумывают ловушки. У Толкиена всего этого, конечно, нет, но «орк разумный» удачно вписался в ряды обитателей Средиземья. С литературной точки зрения нет оправданий для любовной линии Кили и Тауриэль. Здесь можно долго брюзжать о том, что-де эльфийки-то и за людей выходили замуж всего трижды, и вообще никакой Тауриэль в книжке не было. Расслабьтесь. Кили все равно умирает, так что до свадьбы, мягко говоря, не заживет.

Но самое главное – за эпичностью картины мы видим сумасшествие и возрождение Торина, метания Тарандуила, с которым, выражаясь фигурально, отказался идти в разведку собственный сын. Таких неоднозначных персонажей легче понять, потому что они человечны в этом фантастическом мире. Эта история – о доме, о его потере и обретении, о сомнениях. То есть про Бильбо, гномов и людей. Поэтому жаль, что в фильме экранное время людей захватили эльфы.

Безумие Торина – психологическая (если это слово уместно в мире Толкина) вершина текста и фильма. У благородного гнома уходит земля из-под ног, а с головы едет крыша. Вот Король под Горой слышит голоса и захлебывается в жидком золоте, заливающем тронный зал. Вот он пришел в себя и повел отряд на бой, где на тонком льду его ждет Азог. Только за эту схватку сценаристам можно простить «белые нитки» в других сюжетных линиях. Бледный орк, пробивающий стопу Торина из подо льда, а затем всаживающий в строптивого гнома лезвие – это тот экшн, которого книге, прямо скажем, недостает. И учтите, что тут же рядом Кили умирает, спасая от орка Туариэль, которую затем продолжает спасать Леголас.

Джексон, как всегда, создает общую картину битвы, где знакомые персонажи превращаются в «наших» и «не наших», и вы искренне болеете за них, хотя знаете, чем все кончится. И по Джексону герои меняются именно в момент битвы, пока крошат орков, а не разговоры разговаривают. Леголас решает уйти из дома отца, Тауриэль осознает свои чувства к Кили, Торин окончательно прозревает, и даже Тарандуил становится не таким самовлюбленным эгоистом.

Можно сколько угодно брюзжать о том, что не так в фильме и трилогии. Главное, не отвлекайте других, ведь это большая удача, что один режиссер бережно и талантливо снял две высокобюджетных трилогии по одному из величайших авторов XX века. Кто-то 10-летний сейчас сходит в кино и получит ту же порцию восторга, что и вы на «Братстве кольца» в 2001-ом. Он еще не читал Толкина, он не знает, кто такой Арагорн. Но ему захочется узнать, что было дальше – значит, у Джексона все получилось. За это и нужно благодарить и фильм, и режиссера. Это о дружбе, о путешествии, о доме – 18 часов полнометражной жизни в другом мире. Это история Средиземья, наконец. И, знаете, большое благо для нас, что «Хоббит» идет в кинотеатрах именно сейчас. Потому что сейчас, как никогда, хочется переехать…в Средиземье.

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    все блоги

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы