USD 20.04.2024 93.4409 -0.6513
USD ММВБ 00:05 94.1228  
EUR 20.04.2024 99.5797 -0.9519
EUR ММВБ 00:05 100.5671  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Стартап – уравнение с неизвестными

Татьяна Тимко, руководитель и владелец веб-студии «АРТПобеда», - о том, какую работу нужно провести перед запуском стартапа и из чего складывается успешный бизнес-проект.

Вспомните школьные времена: с каким азартом и любопытством мы изучали интересные и близкие нам предметы. Мы вкладывали все силы – интеллектуальные, моральные, физические – в решение задач. Нас не пугали ошибки и бессонные ночи.

Если нам нравилось рисовать – рисовали до потери пульса, нравилась алгебра – с упорством медитировали над сложнейшими системами уравнений, если же мы были фанатами литературы – оттащить от книги нас могла разве что более интересная история, написанная еще более завораживающим слогом.

Вспомнили? Мы наслаждались самим процессом, и нам было абсолютно все равно, как это делают наши одноклассники.  Мы ловили кайф, и результат не заставлял себя ждать. Положительный результат усиливал наше чувство эйфории, отрицательный – заставлял работать еще упорней.

К чему я это? К тому, что любой проект – это объект нашего непосредственного вдохновения, и наш кайф зависит напрямую от нашей заинтересованности в нем, в его сути.

Сейчас стало чрезвычайно модным «заниматься стартапами», «быть стартапером», «писать о стартапах», советовать и тренировать молодые и пытливые умы. Как и любое заимствованное слово из-за океана, оно не несет в себе более сакрального смысла, нежели просто «новая компания», «новый проект». Эпоха технологического прогресса, расширения границ и разрыва шаблонов, «свободы мышления» и отличная информационная политика – все это заставляет нас хотеть (нет даже желать всем своим естеством) начать свое дело. Стать тем самым стартапером, тем самым Стивом Джобсом. Потому что это а) престижно, б) «не работать на дядю», в) пить коктейли на Бали. Мы хотим делать деньги, чувствовать свободу в передвижении  и выборе досуга, и вообще – чего уж греха таить – хотим жить красиво. Ведь Интернет именно этими картинками и пестрит. Именно на это нас вдохновляют великие эпистолярного жанра и ораторского искусства.

Поэтому прежде чем мы начнем разбирать «правила» успешного стартап-проекта, пройдем небольшой тест:

Вопрос № 1. Почему я решил(а) ввязаться в стартап?

a. Потому что у меня достаточно опыта и мне стало тесно в амплуа наемного рабочего.

b. Потому что я прочитал(а) множество книг, которые наполнены вдохновляющими историями великих мира стартапа.

c. Потому что я не хочу работать, а хочу наслаждаться жизнью.

d. Потому что я не хочу работать «продажником». Визитки, где я генеральный директор, смотрятся куда выигрышней.

e. Потому что я могу все. Я был(а) на тренинге по личной эффективности – тренер сказал, что во мне безграничная сила.

f. Я посмотрел(а) фильм «Секрет».

g. …

И множество других «потому что», включая «гладиолус». Вы нашли свой ответ? Если да, тогда предлагаю вам дальше не читать. Потому что, читая статью, вы все наверняка будете мысленно «знать» лучше меня. А продолжать читать будете, скорее всего, только потому что я не дурно пишу. И мне бы хотелось искренне верить, что среди вас найдется один-два, ну если повезет – три, человека, которые задались вопросом нового проекта из идейных соображений – сделать что-нибудь новое и испытать себя как человека разумного.

Итак, стартап. Что за зверь такой? Как ДНК, стартап состоит из прочных белковых и не только соединений: вы – идея – содержание – контур желаемого результата – команда – окружение. Обратите внимание, я не зря выбрала именно это сравнение. Потому что:

  1. В природе нет двух стопроцентно совпадающих ДНК.
  2. Нет успешного и неуспешного ДНК.
  3. Некоторые гены передаются по наследству, но в разное время, в разных социальных условиях ведут себя по-разному.
  4. Не существует эталона ДНК.
 

Давайте пройдемся по составляющим.

1. Вы

 

Географическая особенность представителей стартапа делит их на две группы – руководствующиеся русским принципом «авось» и те, кто чувствует свою безопасность в груде бюрократичных документов.

Истина где-то между. Будьте гибкими. Слушайте себя и пользуйтесь благами цивилизации. Определитесь со своими чертами характера. Как вам удобно работать? Потоком? А может вам нужен четкий план? Осознав свою истинную природу, вам будет намного проще определить стиль личного управления проектом. Не бойтесь смотреть правде в глаза и признаваться себе в истинных способностях. Умеете отлично ориентироваться по ситуации? Супер! Выбирайте гибкий стиль управления. Познакомьтесь с методологией управления проектами Agile группы. Любите играть в шахматы и просчитывать все на три шага вперед? К вашим услугам множественность процессов в методологии по PMBoK.

Если затрудняетесь с ответом – не бойтесь экспериментировать. В ваших руках набор элементов конструктора ЛЕГО – стройте из него свою методологию управления. К вашим услугам различные формы, цвета и размеры. Креативьте. Если с творческой составляющей совсем туго – возьмите инструкцию. Постройте замок по примеру. Он вам все равно не понравится. Модель-то – плод чужого воображения. Но, по крайней мере, набьете руку. Провели параллель? Именно так. Можете запустить проект, основываясь на чужом опыте. На это уйдет время, но за это время вы набьете свои собственные шишки и определитесь с собой. Как правило, количество таких «пробных» проектов одним не определяется.

И больше читайте. Хорошей художественной литературы. Детективы, например. Цель чтения – накачать самую важную мышцу в организме. Помните, проект – штука уникальная. Чужой опыт в данном вопросе вам не помощник, скорее враг, хитрый змей-искуситель, готовый с легкостью сбить вас с нацеленного пути, соблазнив надкушенным яблоком. Будьте собой.

2. Идея

 

Вы должны ей жить. Гореть. Мы же с вами взрослые люди и прекрасно понимаем, что чего-то сенсационно нового не придумаем. Любой проект, так или иначе, в том или ином проявлении уже реализовывался. С различными ресурсами, людьми и результатами, в различных странах и в разные эпохи – это уже было. Поэтому не обольщайтесь, и в качестве лакмусовой бумажки в вашем стартапе будет не новизна, а актуальность. И вот как раз этой актуальностью вы и должны быть зажжены.

Человечество начало активно бороздить просторы космоса, и вы хотите предложить гигиенические наборы для космопутешественников? Вас зажигает сама идея, что вашим продуктом будут пользоваться? Или это прибыльно, но не очень интересно? Вот фотографировать в космосе – это круто! Но тут выбор – либо я буду «делать деньги», либо на моей карточке будет красоваться надпись «фотограф». Что вы выберете? Выбирайте то, что вас вдохновляет. В конце концов, вас могут вдохновлять деньги.

Определиться с идеей возможно, только если вы определились с собой. В связи с этим действуйте поступательно. Потому что без Идеи приступать к следующим этапам нет смысла.

3. Содержание

 

Нет, это не структура работ. Именно содержание. Что содержит ваш проект. Буквально и конкретно – сядьте и пропишите:

a. Какие именно продукты/услуги? Номенклатура, количество, производители, упаковка и т.д.

b. Кто потребители?

c. Миссия. Что покупатели получат от приобретения вашего товара? Не просто макароны, а вкус Италии и минуты мечтаний о прогулках по узким улочкам Рима, не просто женское нижнее белье, а мгновения страсти и возбуждения при его снятии, не просто домашнюю систему сигнализации, а комфорт и безопасность в многодетной семье.

И не фантазируйте много. Здесь не место фантазиям. Только желаниям.

Сеть напичкана матрицами и картами – можете и их заполнить. Если у вас не аналитический склад ума – пользы от этого получится не очень много. Оставьте маркетинг и остальные аналитические функционалы профессионалам. Вы же расслабьтесь и излагайте.

4. Контур желаемого результата

 

Вот здесь можете включать воображение. Однако не переусердствуйте. Представляя свой бизнес через десять лет, вы сильно ограничиваете фантазии своим настоящим опытом. Представьте, сколько всего вы познаете за десять лет! Сейчас вы даже этого не вообразите. Так зачем программировать себя на меньший из возможных вариантов?

Набросайте легкие штрихи, чтобы их по ходу можно было корректировать. Ключевую роль в этом процессе будут играть ваши ценности. Посмотрите, на что вы обращаете внимание – многоэтажный офис либо команда лучших профессионалов, а, может, результатом вашей деятельности будет нескончаемый шоппинг в Европе или литры кокосового молока на островах, а, может, мир в целом станет лучше. Пока что не задумывайтесь над содержанием проекта. Пробудите в себе правдолюба и определитесь с результатом, который греет вашу стартаперскую душу.

А теперь наложите пункт 4 на пункт 3. Ну как? Можно достичь такого результата с таким содержанием? Ничего задачку вы себе придумали, да? Если вы были предельно искренни с собой, тогда проект вырисовывается занятный и сложный. В одиночку с таким не справиться. Нужна…

5. Команда

 

Итак, что мы имеем на данном этапе? Все самое необходимое – что, зачем и для кого мы хотим делать. А теперь включите бога – надо разделить обязанности по реализации проекта. Сконцентрируйтесь, возьмите все исходные данные, которые вы получили из первых четырех пунктов, и начните, наконец, работать.

1. Пропишите основные процессы появления продукта/услуги. Напротив каждого процесса напишите, кто может этим заниматься. Печь блины – повар, рисовать – художник, закупать канцтовары – красивая блондиночка секретарша. Все просто.

2. А теперь пропишите процессы, связанные с получением товаров/услуг потребителями.

- Как потребитель узнает о товаре? Реклама: менеджер по рекламе – контент менеджер сайта – smm-менеджер и т.д.

- Как потребитель может выбрать продукт/услугу? Сайт/магазин: дизайнер, начальник склада, менеджер шоу-рума, администратор офиса и пр.

- Как заказать? Консультант, официант, оператор, продавец и далее.

- Как получить? Логистика/офис: директор по логистике, водитель, все люди из предыдущего пункта.

3. Процессы, связанные с содержанием и управлением материальным хозяйством – движимым и недвижимым имуществом.

4. Связь с общественностью. Под общественностью подразумеваются все люди, потенциально или напрямую имеющие отношение к деятельности вашего проекта: представители власти, закона, недовольные клиенты, инспекторы всевозможных инстанций, ресурсоимущие.

5. Поскольку мы не в древние времена промышляем и основа нашей деятельности не бартерная, а коммерческая, отдельной зоной ответственности вынесите финансы. Денежные потоки бывают от разных деятельностей:

- Операционной. Взаимосвязи в этом виде деятельности схематически следующие: вы – поставщик, Вы – команда, потребитель – вы.

- Финансовой: банк – вы, спонсор – вы, инвестор – вы, вы – акционеры.

- Инвестиционной: вы и все что за пределами проекта.

Следующий важный этап – создать портреты каждого из необходимых вам сотрудников. Это не писхологический тест. Это важное правило – необходимо четко осознавать, с кем вы хотите работать. Какими конкретно качествами должен обладать тот или иной специалист. Простой пример: если вы не готовы работать с теми, кто умеет врать, значит не работайте в продажах. А если ваша основная деятельность именно они – не лукавьте. Вам нужны спецы с живым и изворотливым умом, готовые мать родную продать за выполнение плана.

Если команда вырисовывается большая – намалюйте еще один портрет. Вашего незаменимого помощника и лучшего друга на ближайшее время – HR-специалиста.

6. Окружение

 

А теперь давайте посмотрим на свое окружение. Наше окружение – это наши возможности. Не сомневайтесь - каждый из ваших знакомых/друзей/родственников несет определенную выгоду для вашего проекта. Возьмите свою телефонную книгу или список друзей «ВКонтакте» и напротив каждой фамилии напишите, чем бы человек мог быть для вас полезен. Пока что не анализируйте, а просто констатируйте факт: Андрюха возит ноутбуки, а  Настя в совершенстве знает китайский язык. 

Помимо того, что каждый в отдельности может принести пользу в рамках вашего проекта, вы также можете быть полезны друг другу. Помните о партнерстве и сотрудничестве в разных проявлениях – один из мощнейших инструментов продвижения и «нарабатывания» связей и полезных контактов.

Теперь у вас есть все и даже больше – это «все» описано, разложено, осознано и лежит перед вами отдельными элементами. Лежит и ждет, когда вы сделаете из этого нечто цельное и функциональное.

Если вы прошли через все вышеперечисленные этапы – целеустремленности вам не занимать. Ваш мозг уже работает в нужном направлении и, главное, не останавливаться, чтобы сохранить ритм. Поэтому стартуйте. Стартуйте сейчас. Помните – в любом действии всегда есть непредвиденные риски. Зато в бездействии они всегда четко определены.

SEO WOMAN FORUM. Региструйтесь сейчас.

Только для женщин руководителей!

После двух дней у вас будет гореть мозг, появится масса идей и, главное, четкая программа, как успешно делать бизнес дальше.

29-30 сентября, Санкт-Петербург

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    все блоги

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы