И мало кто знает, что в этом месте в далеком 1974 году произошла авиационная катастрофа, которая до сих пор остается крупнейшей авиакатастрофой, произошедшей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Это была суббота, 27 апреля. Пассажирский самолет Ил-18 выполнял рейс Ленинград - Краснодар с промежуточной посадкой в Запорожье. Всего на борт сели 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребенка. Командиром воздушного судна был 46-летний Николай Валерьянович Данилов.
Погода благоприятствовала полету: было малооблачно, ветра почти не было. Однако через две с половиной минуты после взлета Данилов неожиданно доложил на землю: "Загорелось табло пожар четвертого двигателя, опасная вибрация, разворачиваемся".
Авиадиспетчеры аэропорта Пулково предложили для посадки находящийся прямо по курсу аэропорт Горелово, но экипаж принял решение сажать самолет в Пулково и стал заходить на посадку по так называемой классической коробочке с четырьмя разворотами.
Выполнив четвертый разворот, самолет вошел в глиссаду. Скорость при этом была снижена до установленной, однако это действие оказалось ошибочным, так как снизился и набегающий воздушный поток, тем самым приведя к значительному усилению пожара. Усилившийся пожар за 5—7 секунд разрушил механизацию на правой плоскости.
До полосы оставалось 2,5 километра, когда с самолета было передано последнее сообщение: "Падаем, конец". Вращаясь вокруг поперечной оси, Ил-18 начал быстро входить в правый крен, при этом опустив нос, а в 18:07:24 в перевернутом положении под углом 60° и практически без крена он врезался в поле у железнодорожного полотна и взорвался. Обломки разбросало на площади радиусом 30 метров, а все находящиеся на борту 109 человек погибли.
По неофициальным данным, в предпоследнем полете данного самолета (из Краснодара) наблюдалась вибрация четвертого двигателя, но после проведения проверки борт 75559 был допущен к полету. Выполнивший данный рейс из Краснодара экипаж отказался вновь поднимать неисправную машину в воздух, поэтому был вызван резервный экипаж, командиром которого и был Николай Данилов.
С Николаем Даниловым тоже оказалось все не так просто. Где-то за неделю (по другим сведениям - за месяц) до последнего полета у него уже было срабатывание датчика пожара двигателя после взлета, в связи с чем экипаж выполнил экстренный заход на посадку без выполнения схемы. Однако в тот раз сработка датчика была ложной, а Данилов получил разнос от начальства за выполнение захода с нарушениями.
При этом это был уже второй случай у командира ложного срабатывания датчика пожара, и за то, что оба раза Данилов принимал решение возвращаться в аэропорт вылета, другие пилоты даже иногда называли его трусом, что тот воспринял довольно болезненно. Поэтому в этот раз он выполнял посадку по правилам, это затянуло полет и явилось роковым обстоятельством.
В те годы по официальным данным в Советском Союзе не должно было случаться авиационных катастроф, все старательно замалчивалось. В тот раз свидетелей падения пассажирского самолета было много. Люди видели заходящий на посадку самолет с тянувшимся шлейфом огня и дыма. И взрыв был такой силы, что на железнодорожной ветке Ленинград – Гатчина отказала автоблокировка, сообщение пришлось прервать.
Однако пожар был быстро потушен, убраны тела и обломки. Ничто не омрачило майские праздники в Ленинграде в 1974 году...
Памятную рощу на месте падения Ил-18 посадили родственники погибших. Среди деревьев разбито небольшое кладбище. Не знаю точно, похоронен ли тут кто-нибудь или это просто символические могилки. Много молодых лиц, студенты летели на короткие майские праздники домой.
Под деревом сложены сохранившиеся фрагменты самолета Ил-18.
Дорога к роще еле читается в траве. В ноябре глинистая почва раскисла, летом же сюда скорее всего можно доехать на машине.
Совсем скоро тут должно пройти скоростное шоссе Москва-Санкт-Петербург, его уже тянут со стороны Шушар. Возможно, это место просто закатают в асфальт. А хотелось бы, чтобы память об этой трагедии сохранилась.
Члены экипажа Ил-18 были похоронены на кладбище 9 января - там есть целая аллея, где покоятся летчики и экипажи погибших самолетов.
У подножия памятника лежат свежие цветы, значит, пока еще помним...
Автор текста и фото Наталия Маркина