USD 29.03.2024 92.2628 -0.3291
USD ММВБ 09:06 0.0000  
EUR 29.03.2024 99.7057 -0.5647
EUR ММВБ 09:06 0.0000  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Забытая авиакатастрофа

Неприметная березовая рощица около железнодорожного полотна. Невдалеке шумит Пулковское шоссе. На этих задворках позади логистических центров и производств почти не бывает людей, зато велика вероятность встретить собачью стаю. В тусклом ноябрьском небе совсем низко над рощей проносятся заходящие на посадку самолеты...

И мало кто знает, что в этом месте в далеком 1974 году произошла авиационная катастрофа, которая до сих пор остается крупнейшей авиакатастрофой, произошедшей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 

Это была суббота, 27 апреля. Пассажирский самолет Ил-18 выполнял рейс Ленинград - Краснодар с промежуточной посадкой в Запорожье. Всего на борт сели 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребенка. Командиром воздушного судна был 46-летний Николай Валерьянович Данилов.

Погода благоприятствовала полету: было малооблачно, ветра почти не было. Однако через две с половиной минуты после взлета Данилов неожиданно доложил на землю: "Загорелось табло пожар четвертого двигателя, опасная вибрация, разворачиваемся".

Авиадиспетчеры аэропорта Пулково предложили для посадки находящийся прямо по курсу аэропорт Горелово, но экипаж принял решение сажать самолет в Пулково и стал заходить на посадку по так называемой классической коробочке с четырьмя разворотами.

Выполнив четвертый разворот, самолет вошел в глиссаду. Скорость при этом была снижена до установленной, однако это действие оказалось ошибочным, так как снизился и набегающий воздушный поток, тем самым приведя к значительному усилению пожара. Усилившийся пожар за 5—7 секунд разрушил механизацию на правой плоскости.

До полосы оставалось 2,5 километра, когда с самолета было передано последнее сообщение: "Падаем, конец". Вращаясь вокруг поперечной оси, Ил-18 начал быстро входить в правый крен, при этом опустив нос, а в 18:07:24 в перевернутом положении под углом 60° и практически без крена он врезался в поле у железнодорожного полотна и взорвался. Обломки разбросало на площади радиусом 30 метров, а все находящиеся на борту 109 человек погибли.

По неофициальным данным, в предпоследнем полете данного самолета (из Краснодара) наблюдалась вибрация четвертого двигателя, но после проведения проверки борт 75559 был допущен к полету. Выполнивший данный рейс из Краснодара экипаж отказался вновь поднимать неисправную машину в воздух, поэтому был вызван резервный экипаж, командиром которого и был Николай Данилов.

С Николаем Даниловым тоже оказалось все не так просто. Где-то за неделю (по другим сведениям - за месяц) до последнего полета у него уже было срабатывание датчика пожара двигателя после взлета, в связи с чем экипаж выполнил экстренный заход на посадку без выполнения схемы. Однако в тот раз сработка датчика была ложной, а Данилов получил разнос от начальства за выполнение захода с нарушениями.

При этом это был уже второй случай у командира ложного срабатывания датчика пожара, и за то, что оба раза Данилов принимал решение возвращаться в аэропорт вылета, другие пилоты даже иногда называли его трусом, что тот воспринял довольно болезненно. Поэтому в этот раз он выполнял посадку по правилам, это затянуло полет и явилось роковым обстоятельством.

В те годы по официальным данным в Советском Союзе не должно было случаться авиационных катастроф, все старательно замалчивалось. В тот раз свидетелей падения пассажирского самолета было много. Люди видели заходящий на посадку самолет с тянувшимся шлейфом огня и дыма. И взрыв был такой силы, что на железнодорожной ветке Ленинград – Гатчина отказала автоблокировка, сообщение пришлось прервать.

Однако пожар был быстро потушен, убраны тела и обломки. Ничто не омрачило майские праздники в Ленинграде в 1974 году...

Памятную рощу на месте падения Ил-18 посадили родственники погибших. Среди деревьев разбито небольшое кладбище. Не знаю точно, похоронен ли тут кто-нибудь или это просто символические могилки. Много молодых лиц, студенты летели на короткие майские праздники домой.

Под деревом сложены сохранившиеся фрагменты самолета Ил-18.

Дорога к роще еле читается в траве. В ноябре глинистая почва раскисла, летом же сюда скорее всего можно доехать на машине.

Совсем скоро тут должно пройти скоростное шоссе Москва-Санкт-Петербург, его уже тянут со стороны Шушар. Возможно, это место просто закатают в асфальт. А хотелось бы, чтобы память об этой трагедии сохранилась.

Члены экипажа Ил-18 были похоронены на кладбище 9 января - там есть целая аллея, где покоятся летчики и экипажи погибших самолетов.

У подножия памятника лежат свежие цветы, значит, пока еще помним...

 

Автор текста и фото Наталия Маркина

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    все блоги

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы