Какие права есть у родственников погибших в авиакатастрофе с самолетом «Когалымавиа» в Египте и на что могут рассчитывать люди в подобных ситуациях?
- В случае авиакатастрофы близкие родственники пассажиров имеют право требовать возмещения морального и материального вреда. Ответственность перевозчиков по внутренним и международным рейсам регулируется по-разному.
На сегодняшний день правовое регулирование международных воздушных перевозок закреплено в двух международных конвенциях об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, – Варшавской (1929 года) со своими дополнениями и Монреальской (1999 года).
Россия, к сожалению, до сих пор не ратифицировала Монреальскую конвенцию, и придерживается Варшавской. Варшавская конвенция ограничивает ответственность авиаперевозчика при перевозке пассажиров суммой в 20 тыс. долларов США.
Ответственность перевозчиков по внутренним рейсам регулируется Воздушным и Гражданским кодексами РФ и не устанавливает никаких ограничений по размерам ответственности. По российскому законодательству вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, подлежит возмещению в полном объеме.
В связи с тем, что Варшавская конвенция морально устарела, многие авиакомпании добровольно отказываются соблюдать пределы ответственности, установленные конвенцией, и свою ответственность по международным рейсам также подчиняют внутреннему законодательству.
Учитывая то, что страховщики заявили о готовности выплачивать страховую выплату в размере двух млн рублей, это означает, что авиакомпания в этом конкретном случае будет нести ответственность по внутреннему законодательству РФ.
Какие возможности есть для взыскания компенсаций?
- Для получения компенсации по данному конкретному делу существуют три возможности.
Сразу после авиакатастрофы юристы страховой компании начинают предлагать родственникам помимо двух млн рублей дополнительную мизерную сумму для полного урегулирования вопроса. Предлагая дополнительную компенсацию, страховщики требуют утверждения мирового соглашения в суде. Подписав мировое соглашение, пострадавшие теряют права требования в отношении авиакомпании.
Если родственники не согласны с той компенсацией, которая предлагается для полного урегулирования вопроса, они могут подать иск в Российский суд. К сожалению, российское законодательство не дает возможности взыскивать большие суммы.
Мы обычно выбираем третий путь: выводим спор за пределы российской юрисдикции и подчиняем его американской или европейской. Как известно, разбившийся самолет Airobus был французского производства, двигатели этих самолетов изготовлены американской компанией, собственником самолета была компания, которая зарегистрирована в США, иностранные компании проводили техническое обслуживание самолета.
|
С какими американскими юридическими фирмами вы работайте по подобным делам?
- Наши последние авиационные дела мы ведем совместно с американской юридической фирмой Girardi Keesе, которая имеет безупречную репутацию. Girardi Keese приобрела всемирную известность после выхода киноленты «Эрин Брокович» с Джулией Робертс в главной роли, получившей премию «Оскар» и «Золотой Глобус» в 2000 году. Однако мало кто знает, что фильм основан на реальных событиях. На тот момент это был самый грандиозный процесс в юридической истории США. Тогда Girardi Keese сумела отсудить в пользу пострадавших рекордную сумму — 333 млн долларов.
Какой совет вы можете дать родственникам погибших?
- Я могу им посоветовать не поддаваться на уговоры страховых компаний и не подписывать с ними мировое соглашение. Кроме того, нужно, чтобы они объединились и сообща защищали свои интересы. К тому же, если будут соответствующие основания, нужно подавать иски в иностранные суды, нужно сначала использовать все те механизмы, которые существуют за границей.
И самое главное, для того чтобы родственники могли отстаивать свои интересы, необходимо, чтобы они были представлены опытными адвокатами, специализирующимися на авиационных делах.