По теме
Загадка – это именно то слово, которым можно в целом описать атмосферу этого спектакля - атмосферу, которой пропитаны и сам спектакль, и даже его реклама и афиша.
Вообще, современное театральное искусство в Санкт-Петербурге, грубо говоря, разделилось на два лагеря: театр классический - на мой взгляд, немного застрявший в развитии, и театр современный - чрезмерно эпатажный, зачастую не имеющий никакого смысла.
Спектакль «Четвертый» - это некая ступень к нахождению интересного, в хорошем смысле сумасшедшего, но при этом глубокого, именно того, чего не хватает в современном театре. Мое образование - режиссер театрализованных представлений - позволяет мне рассматривать спектакль с профессиональной точки зрения, однако в данном случае (и это я считаю хорошим признаком) мне не хочется быть режиссером, а хочется побыть в роли простого зрителя.Режиссером спектакля «Четвертый» стал петербургский актер Андрей Матюков, известный своими замечательными ролями в Александринском театре, а также благодаря участию в ярком и несколько скандальном спектакле «Яр.Мо». «Четвертый» - первая режиссерская работа Матюкова. Но несмотря на то, что до этого у Андрея не было опыта в качестве режиссера, в его актерских работах уже проявлялся некий почерк, стиль, которому он не изменил и в режиссуре нового спектакля.
Интересной находкой для спектакля стало то, что зрелище началось вовсе не тогда, когда прозвенел третий звонок (а точнее лошадиное ржание вместо звонка), а еще задолго до этого. Грамотно осваивая площадку социальных сетей, спектакль «Четвертый» словно окутывал всех своей загадкой. Еще до спектакля зрители узнали главный его образ – лошадиную маску, которая вместо человеческой головы смотрится даже немного устрашающе. Соответственно главный вопрос и основная мысль всей постановки стали понятны также еще до премьеры: «Кто скрывается под маской?».
Спектакль «Четвертый» проходил в стенах пространства «Скороход», которое уже несколько лет подряд становится площадкой для современных постановок. И эта сцена, как никакая другая, была к лицу спектаклю.
Перестаю говорить загадками и перехожу к самому действу: «Четвертый» является постановкой в лучших традициях театра абсурда. Диалоги актеров порой напоминают произведения основоположника абсурдизма Ионеско. Спектакль поэтому невозможно назвать скучным. А ведь именно скука является причиной того, что современные зрители не хотят посещать театры. Вследствие чего в городе появилось бесчисленное количество мюзиклов, которые пытаются быть динамичными и увлекательными за счет современных технологий. Спектакль «Четвертый» же является ярким примером того, как можно удержать внимание зрителей без использования техники, а только за счет актерской игры. Кстати, особо хочется отметить главных актеров (а из них каждый является главным): Сергея Руссол, Владимира Еремина, Григория Лопатина и Максима Каверзина. Именно их актерская игра в духе хорошего абсурда задала всей постановке верную атмосферу.
Весь спектакль - это некий допрос, некая исповедь, правда сквозь ложь, квинтэссенция безумия и вразумительности. В спектакле не конкретизируются многие моменты, поэтому от начала и до самого конца его можно назвать загадкой. Однако находить
банальную разгадку не хочется, не нужны и конкретные ответы на вопросы, которыми могут задаться зрители после: «А что это означало?», «А кто это?», «А где это?». В спектакле поднято множество важных тем, и о каждой из них можно подумать и порассуждать, а если после просмотра спектакля есть о чем задуматься, значит все сделано верно! И конкретика места действия вовсе не придает смыслу особого звучания.
Советую посетить этот спектакль любителям абсурда и тем, кто устал от скуки классического театра. И не советую посещать тем, кто не привык к мату и откровенным темам (хотя в спектакле это и сделано очень уместно и аккуратно). Закончить хотелось бы загадочной фразой, предваряющей спектакль «Четвертый», надеюсь, после ее прочтения у вас возникнет желание погрузится в эту атмосферу: «Если бы ЧЕТВЕРТОГО не существовало, то некоторые из людей были бы обречены на бессмертие».