USD 24.11.2017 58.4622 -0.5439
USD ММВБ 19:17 0  
EUR 24.11.2017 69.1783 -0.2247
EUR ММВБ 19:17  
Нефть($) 23.11.2017 63.36 +0.22
Нефть(p) 23.11.2017 3704.16 -21.49

На чем Россия полетит на Луну

"Добавьте в свою жизнь немного космоса. Я рассказываю об исследованиях Вселенной и об исследователях. Первооткрыватели современности отправляют роботов на Луну, астероиды, Марс, другие планеты Солнечной и других систем. А я рассказываю, что они узнали и открыли", - ZELENYIKOT в ЖЖ.

Блог ZELENYIKOT

В последнее время лунная тема частенько всплывает в новостях. То мы летим на Луну, то не летим, то снова летим, то снова нет... В то же время, в недрах Роскосмоса, постепенно готовят технические средства для будущего полета. На авиасалоне МАКС-2015 показали несколько разработок, без которых такой полет будет невозможен.

Для начала следует обозначить разницу между беспилотными и пилотируемыми миссиями. В беспилотном режиме полет на Луну - это почти самое простое и дешевое что можно сделать в межпланетном пространстве. В ближайшие 10 лет планируется запустить к Луне три автоматические станции: две посадочные и одну орбитальную. Кроме выполнения научных задач, эти аппараты должны дать опыт реализации лунных миссий новому поколению инженеров. Предыдущая посадка на Луну производилась в 1976 году, когда значительная часть современных космических специалистов еще не родилась. Поэтому им надо набираться опыта в дальнем космосе и на поверхности Луны.

Первый полет, вроде бы, обещают на 2019 год, и, вроде бы, это будет посадочный аппарат "Луна-25" ("Луна-Глоб"). "Вроде бы", потому что Федеральная космическая программа 2015-2025 еще не утверждена, и неизвестно, какие изменения туда внесут и что будет в итоге.

В любом случае, на авиасалоне МАКС-2015 разработчик "Луны-25" НПО им. С.А. Лавочкина выставил полноразмерный макет лунного аппарата и разгонного блока "Фрегат".

Пожалуй, стенд НПОЛ из космических был самый эффектный на авиасалоне. Признаться, я не ожидал от "Луны-25" такой степени готовности. Уже определена компоновка научной аппаратуры и ее размещение.

Сделали даже грунтозаборное устройство, хотя я думал, что обойдутся без манипулятора, но выставленный макет был оборудован ковшом.

Жаль только, не сделали камеру на мачте, чтобы можно было создать сферическую панораму, вроде той, что получилась у китайского Chang'e 3.

Остается надеяться, что беспилотную лунную программу на ближайшее десятилетие сохранят без изменений и хотя бы три планируемых аппарата совершат свой полет.

А вот пилотируемой лунной программе не везет. Как и во времена Королева, она остается чрезвычайно дорогим предприятием, которое, в общем-то, непонятно зачем нужно.

Первой под нож пошла, так и не родившись, сверхтяжелая ракета. О ней поговорили с годок, да забыли. Потом честно признались - денег на нее нет. Казалось бы, без сверхтяжелой ракеты до Луны не добраться, но на выручку пришла многопусковая схема.

Вместо того чтобы запускать одну ракету грузоподъемностью сто тонн, предложили запустить четыре ракеты на тридцать тонн. Многопусковая схема давно предлагается и фантастами, и конструкторами. Казалось бы, что проще: запускай себе ракету за ракетой и строй большой корабль понемногу, как МКС строили, например. Но за кажущейся простотой скрывается целый мешок подводных камней: все пуски потребуется проводить в строгой последовательности, никакие задержки из-за снега, бурана или мусора в топливопроводе недопустимы, иначе "поползут" пусковые окна. Низкая околоземная орбита характерна тормозящим воздействием атмосферы, поэтому орбита будет постоянно деградировать, причем непредсказуемым образом, и коррекции придется вносить во все пусковые программы. Есть еще проблема, о которой не знали в 70-е, - космический мусор. МКС уже регулярно, раз в 3-4 месяца, шарахается от крупных кусков, а теперь и кораблям в ходе двухсуточного полета приходится это делать.

А если хоть на одной ракете что-то пойдет не так? Все, хоронить всю программу?

Поэтому Роскосмос оказался первым, кто взялся реализовать дальнюю космическую программу по многопусковой схеме. И это решение происходит от бедности - с нынешними бюджетами (точнее бюджетами весны 2015 года) иначе добраться до Луны российские космонавты не смогут. И две ракеты - это только облет. Посадка на Луну потребует четырех ракет.

Справедливости ради стоит отметить, что сейчас российскими специалистами накоплен богатейший опыт проведения стыковок на орбите, в автоматическом и ручном режимах. Ракета "Ангара" показала себя неприхотливым устройством, которому на погоду все равно. Так что часть негативных факторов можно отбросить.

"Лунная ракета" должна создаваться на основе "Ангары-А5", путем добавления кислород-водородного разгонного блока КВТК.

Напомню, цифра в названии "Ангары" - это число модульных ускорителей первой ступени. Ранее предполагалось, что самым мощным вариантом будет "Ангара-А7", но от нее отказались, так как она требовала отдельного стартового стола. Обойтись без "семерки" решили путем добавления одной водородной ступени на "пятерку". Этой ступенью и будет КВТК. Вместе с ним ракета будет называться "Ангара-А5в", то есть "водородная".

К сожалению, на стенде ГНПЦ им. Хруничева макет водородной ракеты показывали только в "бизнес-день" форума, а обычным посетителям вроде меня досталась только простая "пятерка" в грузовом и пилотируемом исполнении.

"Водородная" почти в полтора раза выше, видимо, организаторы решили, что толпы фанатов лунной экспансии снесут менее устойчивый макет, и убрали его подальше.

Пока КВТК в разработке, по апрельским планам 2015 года он должен быть готов к 2020 году, но урезание финансирования лунной программы может отодвинуть эту дату.

Зато РКК "Энергия" - разработчик пилотируемого корабля ПТК НП (Пилотируемый транспортный корабль нового поколения) - порадовала. На стенде корпорации можно было увидеть важные элементы будущей лунной миссии.

Большой макет "пепелаца" на ножках показывали еще два года назад. Несмотря на это, весь день у входной лесенки толпились фанаты космоса в надежде заглянуть через люк. Внутрь пускали только самых фанатичных - их отличали по кепке и росту не более метра.

В конце дня, с любезного согласия сотрудников "Энергии", мне удалось просунуть руку с фотоаппаратом в салон и сделать панораму.

Облик салона внутри именно такой, каким предполагается оборудовать настоящий корабль. Конечно, в полетной конфигурации все свободное пространство будет занято полезным грузом и дополнительным оборудованием.

Другая очередь выстроилась у реального космического корабля "Союз-ТМА 13", вернувшегося из космоса 8 апреля 2009 года. Точнее, у его спускаемой капсулы. Через иллюминатор удавалось заглянуть в корабль и увидеть нетронутый интерьер, какой остался после посадки.

Хотя, чтобы увидеть самое интересное, надо было смотреть в другую сторону.

На большую черную "банку", занимавшую изрядную долю стенда "Энергии", мало кто обращал внимание, тогда как это была, пожалуй, главная "темная лошадка" всего авиасалона-2015.

Эти странные русские, не раз переворачивавшие все с ног на голову, снова поступили вопреки мировому космическому опыту и сделали углепластиковый космический корабль!

Серьезно, "Энергия" отказалась от металла в создании несущего жесткого корпуса космического корабля и намерена делать "раму карбон" не только кораблям, но и модулям будущих космических станций. Про это изделие можно без доли иронии говорить "инновация" и "не имеет мировых аналогов". В мире сейчас создается 5 государственных и один частный космический корабль, и только российский - углепластиковый.

Причина такого решения - стремление облегчить нагрузку. Этот корабль могут поднять и отнести четыре человека! Ну, ладно, не корабль, а только эту капсулу. Потом на нее навешают систем жизнеобеспечения, тепловой и радиационной защиты, движки и топливо, системы управления и четыре кресла-ложемента для экипажа, и корабль снова станет неподъемным.

А какая была бы сцена:
- Ура, сели!
- Отлично! Теперь выгружаемся, перекусим и понесли-понесли до Байконура...

Да, корабль будет многоразовый. По крайней мере обитаемая капсула должна отлетать не менее десяти раз. Сейчас объявлен конкурс на выбор названия корабля.

На этом хорошие новости заканчиваются и начинается суровая правда жизни. Надо отдать должное сотрудникам Роскосмоса, они не скрывали того факта, что выставленный углепластиковый образец производился по заказу в Германии. В России не нашлось производства углепластика такого высокого качества.

Выставленный макет полностью соответствует летному образцу, но в космос не полетит. Ему предстоит пройти многочисленные испытания на земле. В Германии должны произвести еще три корпуса для наземных тестов. В то же время "Энергия" готовится приобрести производственную линию у того же производителя. После этого россияне произведут у себя еще четыре корпуса и тоже подвергнут их испытаниям... И только после этого будет создана летная капсула, которая станет основой будущего перспективного корабля нового поколения.

Учитывая с какой скоростью в Роскосмосе традиционно осуществляются и внедряются передовые разработки, можно сказать, что если ПТК НП действительно полетит в 2021 году хотя бы в околоземный полет, то это будет чудо. И не в смысле "чудо инженерной мысли" (что безусловно так), а в смысле "Бильбо, откуда у тебя это кольцо?".

Хотя обещают пустить корабль еще раньше - в 2019-м году. Может и правда у Гарри Поттера палочку отжали?..

Для достижения Луны потребуется еще одно чудо - создать посадочный лунный модуль, которого пока нет, и похоже, не будет еще минимум 10 лет. Поэтому я искренне надеюсь, что хотя бы один из "мэтров с кепкой", который заглядывал в корабль на прошедшем МАКСе, когда-нибудь оставит свой след в лунном реголите. 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    все блоги

    YouDo в Санкт-Петербурге

    Лучшее в Петербурге

    Театральные премьеры до конца 2017 года, которые нельзя пропустить

    До Нового года осталось меньше двух месяцев. Переждать холодные вечера, дождаться праздников и не скучно провести время можно в театрах. К счастью, самые главные площадки Петербурга не оставили своих зрителей без премьер.

    Как пережить предзимье и рассеять осеннюю петербургскую хандру

    Пять самых простых рецептов антиунывания и антигрущения для любых возрастов и интересов от портала «Санкт-Петербург.ру».

    Куда сходить в Петербурге в ноябре

    Фестивали света и новых технологий, выступления Scorpions и «Грибов» - все это и многое другое ждет петербуржцев в ноябре. «Санкт-Петербург.ру» расскажет о том, где это произойдет и сколько будет стоить.

    Как это сделано

    написать письмо

    Покой нам только снится: как работает «закон о тишине» в Петербурге и Ленобласти?

    На какую сумму можно оштрафовать переносящих пианино грузчиков? Является ли нарушителем играющая на пианино соседская дочка? И можно ли угрожать самому соседу, разбудившему вас дрелью в субботу?

    Проверено на себе

    Проверено на себе: выбираем квартиру в новостройке

    Главный редактор «Санкт-Петербург.ру» Анна Носик и корреспондент Михаил Грачев прикинулись молодой семейной парой и прошли весь путь поиска подходящей квартиры. Свой опыт мы вложили в подробную и четкую инструкцию, с которой вы можете смело отправляться покупать квартиру мечты.

    Гид по Петербургу

    Мост 16-ти яиц, жезл Барклая-де-Толли и квартал красных фонарей по-петербургски

    Какие скабрезные сюрпризы скрывают петербургские памятники, почему красноармеец, рабочий и крестьянин на памятнике «Октябрю» обнаженные и действительно ли Ленин поддерживал марширующих по Петрограду лесбиянок.

    Пресс-релизы