USD 24.04.2024 93.2918 +0.0399
USD ММВБ 00:05 93.2740  
EUR 24.04.2024 99.5609 +0.1961
EUR ММВБ 00:05 99.4528  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Энергия. Возможности и тревоги

Много страстей вокруг энергоносителей. Поговорим о традиционных источниках энергии и о новых - с употреблением фактов и аргументов, среди которых и те, которые не всем понравятся.

Возобновляемая энергия -  что же это такое?  Это энергия, производимая из длительно работающих источников, которые не истощаются по биосферному и геосферному  фактору. Такие регенеративные источники энергии проявляются в форме тепла Земли, солнечного света, течений приливов и отливов, энергии ветра и гидроэнергии, для которых важным фактором  является то, что эти долговременные источники энергии при работе не образуют двуокись углерода и радиоактивное излучение. С некоторыми оговорками регенеративные источники энергии - это и атомная энергия, и энергия, получаемая из биомассы. Энергия при этом выделяется постоянно от процессов, происходящих в био- и геосфере, и быстро находит себе техническое применение.

Страны-лидеры  по инвестициям в возобновляемые источники энергии  обеспечивают с их помощью уже  20 %  потребляемой в стране энергии. Например, Испания, Австрия.

Яркий пример. В Севилье было открыто предприятие по генерации солнечной энергии, которое стало первым в Европе и одним из немногих во всем мире. Оно способно обеспечить потребности всей Севильи -  аж 180 тыс. домов, ввиду чего ежегодно удается избежать выбросов в атмосферу 600 тыс. т. углекислого газа.

Время   дирижаблей  снова  пришло?

 В Неве, например, как утверждает Председатель Правления ВООП по СЗФО  Вероника Тарбаева, ПДК  в результате утечек нефти и нефтепродуктов с проходящих судов в последние годы превышена на 50%. Хотя об этом чиновники от экологии умалчивают.
 -  Среднегодовая концентрация только бензапирена (канцерогена 1 класса опасности) на петербургских улицах за последние 10 лет превысила допустимый уровень ПДК в 2,4 раза! - говорит председатель правления Петербургского Экологического союза Семен Гордышевский.  -  В мире же сейчас всё большее внимание уделяется  созданию транспорта, питающегося от электричества, причем не только автомобилей, квадроциклов, но даже и велосипедов с электромоторчиками. Можно на таком велосипеде даже подзаряжаться автоматически, поднимаясь - спускаясь по холмам. В Москве появилось пока лишь 26 заправочных пунктов от электросети. В Петербурге - вообще не видно. Конечно, весьма перспективны и дирижабли, они совершенствуются и всё более разнообразны по своим функциональным возможностям для перемещения и людей и грузов.   


Дирижабли в отличие от самолетов не создают шумового загрязнения и не приводят к загрязнению атмосферы. Например, один реактивный самолет, пролетая путь от Европы до Америки, сжигает свыше 35 т. кислорода, содержащегося примерно в 120 тыс. куб. м воздуха. Только при взлете он сжигает около 2 т. топлива.
К тому же воздушные «внедорожники» совершенно не калечат легкоранимую природную земную поверхность  подобно своим наземным собратьям.
Да ведь и растущие цены на керосин, ужесточающиеся экологические требования в связи с ратификацией 154 странами Киотского протокола вынуждают нас вновь обратить внимание на забытые «воздушные вездеходы».  Дирижабль может перемещаться со скоростью 100 - 200 км в час. На нем можно совершать интереснейшие туры, при этом даже гуляя по  палубе воздушного корабля, что сродни круизу по морю или реке. В Европе уже есть предложения на такие туры. Например, полетать над Мюнхеном, Баварией. Или  над швейцарскими городскими и природными прелестями.

  Автомобиль – «враг народа» - не только разрушает человека,
  но  и  объедает  его

 Огромное потребление нефти для  производства топлива, львиная  доля которого идет на удовлетворение нужд  автолюбителей, ведет ко всё большим проблемам для здоровья человека, к разрушению его среды обитания. Отмечается и огромный урон среде обитания морских и речных рыб, животных, птиц  и растительности из-за утечек нефти и нефтепродуктов при их транспортировке и особенно вследствие катастроф танкеров. 


 Но также и сама нефтедобыча периодически сопровождается катастрофами. Самая значительная за последние годы случилась 20 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе, последствия которой до сих пор толком не изучены, но погибло очень много представителей флоры и фауны. Рыбаки побережья залива лишились источников пропитания. В результате взрыва на буровой платформе ВР Deepwater Horizon в воду тогда попало более 4 миллионов баррелей нефти.    

Саманта Джои из университета Джорджии, предъявив год спустя после той аварии фотоснимки, сделанные из подводной лодки, заявила, что на дне залива остается большой объем нефти.  Нефть, буквально, «прилипла» ко дну, продолжая оказывать губительное воздействие на флору и фауну, а вовсе не растворилась или распалась, как утверждалось ранее. Джои также продемонстрировала кадры, на которых запечатлены погибшие от нефти глубоководные организмы. Эта тема вообще тормозится для широкого распространения в СМИ.

Правда, если речь вести о биотопливе, - а это, к примеру, растительное масло, водород, метанол и сжиженный газ,  - то есть вопросы к тому, что, скажем, для получения некоторых его видов засевают рапсом, кукурузой, пшеницей обширные поля.  А ведь это всё более происходит путем засеивания тех сельхозплощадей, которые могли бы использоваться для производства продуктов питания  человека. Если же подумать при этом, что на планете 900 миллионов голодающих и 1,5 миллиарда недоедающих людей, да и вообще 10-12 процентов человечества  питаются неполноценно…
      

Тем временем в Индонезии и Малайзии для создания пальмовых плантаций была вырублена немалая часть тропических лесов. И это всё более имеет распространение в странах третьего мира. Конечно же, в интересах, прежде всего, алчных до топлива для автомобилей стран т.н. цивилизованного мира. Уже даже на нашем Алтае засевают рапсом немалые замечательные угодья, которые прежде использовались для выращивания знаменитых элитных сортов пшеницы.
  

Тем временем, по расчётам экономистов из Университета Миннесоты, в результате биотопливного бума число голодающих на планете к 2025 г.  возрастёт до 1,2 млрд человек.. Тогда как для одной заправки этанолом джипа (100 л) требуется около 450 фунтов кукурузы. А это -  пропитание одного человека «третьего мира» в течение почти года. И в случае реализации планов администрации США по расширению производства биотоплива, в 2017 г. только для американских автомобилей потребуется продуктов, достаточных для пропитания более чем миллиарда людей.
   

Получается, что автомобиль уже не только убивает человека разными способами:  сразу - в ДТП,  или медленно разрушая его здоровье всевозможными поражающими факторами,  но и попросту человека объедает.
  

И вот ЕС, спохватившись, заявляет: слишком много сельскохозяйственных площадей оказалось занято под производство биотоплива, слишком много зерна и растительного масла идут не на стол, а в топливные баки автомобилей.
  

Об этом заявили комиссары Евросоюза Гюнтер Эттингер, будучи ещё при должности куратора энергетики, и Кони Хедегор, куратор по вопросами защиты климата. Правда, до того ЕС, давший старт программе производства биотоплива 5  лет назад,  гарантировал производителям биотоплива высокие субсидии. И многие фермеры в Европе, да и в США, решили, что выгоднее перерабатывать зерно и масличные культуры прямо на месте, и вложили немалые деньги в установки по производству технического спирта и масла. И теперь гневаются. Тем временем цены на продовольствие в мире в последние годы пошли резко вверх. И вот ЕС  задумался: таким способом экологическую проблему не решить. По части биотоплива  рассуждают  теперь об использовании отходов и водорослей.
   

Но никому в голову не приходит начать увещевать людей не стремиться всем кататься на собственных автомобилях, меньше их покупать, поскольку это ведет просто к катастрофе, у которой очень много слагающих убийственных факторов. Как увещевать не стремиться пить, курить, употреблять наркотики. Можно ведь действовать и экономическими рычагами, ограничивая число желающих купить «бензотелегу», чтобы сидеть на диване с рулем.

 Кто во что уже в мире горазд

Вот примеры действий некоторых энергичных энергоноваторов по части структуры генерации.  Дания намерена полностью отказаться от нефти и газа уже к 2050 г., перейти на ветряки, биогаз и «умные» электросети.  Немецкий Statkraft  сообщил о закрытии двух газовых станций на севере Германии, которые из-за низкой загрузки – около 15% – нерентабельны. А мало загружены они из-за того, что в этом регионе страны полно ветряных электростанций. Вот и вытеснили они газ.

Китай же каждые 5 часов устанавливает  столько ветровых мощностей, сколько их сейчас во всей России.  
   - Доля возобновляемой энергетики во всей электроэнергетике России составляет 0,6% (без большой гидроэнергетики) и имеет тенденцию к снижению, несмотря на принятое в 2009 году распоряжение правительства №1-р о доведении этой доли к 2015 году до 2,5%, а к 2020 году – до 4,5%, - констатирует Виктор Елистратов, завкафедрой «Возобновляющиеся источники энергии и гидроэнергетика» СПбГПУ.
   

Так что Россия пока отнюдь не энергоноватор, а по преимуществу простой нефте-газоперегонщик, что тянет её за ноги подальше от развития и прогресса.
  

В свою очередь, Американская организация Global Footprint Network  посчитала, что США являются крупнейшим расточителем экологического дефицита. Если остальное человечество примет стандарты американского образа жизни – большой дом, два автомобиля на семью, огромное потребление энергии, – населению Земли потребуется для обеспечения своих потребностей еще пять подобных планет.

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    все блоги

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы