Взрослые и серьезные люди, играющие в «Мафию» или «Крокодил» на английском. Бизнесмены и менеджеры, бегающие по коридору, чтобы передать товарщам новые слова. Так проходят некоторые уроки в школе делового английского BIS. И они удивительно результативны. Сергей Сикорский, преподаватель-методист BIS, рассказал «Санкт-Петербург.ру», как вычить иностранный язык, играя, как погрузиться в языковую среду, живя в России, и почему зубержка грамматики вредна, если вы мечтаете хорошо говорить по-английски.
– Многие курсы пропагандируют коммуникативный метод обучения. Но часто все сводится к тому, что преподаватели считают: если студент отвечает на вопрос, то это уже «коммуникация». По-настоящему, коммуникативный подход, появившийся за границей в середине XX века, гораздо глубже, и в нем заложено не только это, – говорит Сергей.
Погрузиться в английский
«Фишка» BIS – мы «погружаем» студентов в пусть и искусственно созданную, но англоязычную среду. Обучение идет на иностранном языке уже с младших уровней. Русский используем буквально несколько месяцев – для новичков. За это время человек успевает накопить первые 300-400 слов, базовую грамматику. Дальше преподаватели «вводят» в лексикон новые обороты уже на английском, опираясь на пройденное. В BIS не поощряют, чтобы ученики даже на переменах использовали русский. Регулярно вспоминать, что они англоговорящие люди, студентам приходится и в перерыве между занятиями. Недавно у нас появилась новая бесплатная услуга: менеджеры и преподаватели компании звонят ученикам в свободное время, чтобы побеседовать по-английски.
Почему нельзя зубрить грамматику
Скучная зубрежка грамматики почти ничего не дает, если, конечно, ты не собираешься стать лингвистом или преподавателем. Наверное, вы не раз встречали людей, которые закончили хорошую языковую школу, великолепно решают тесты и знают теорию, но говорить не умеют. BIS развивает активные навыки – дает возможность разговаривать, писать, думать на английском. Для этого моделируются ситуации реального общения. Как написать деловое письмо, SMS, записку? Как провести презентацию, расплатиться в магазине? Этому учат в BIS. А грамматика приходит естественным методом «открытия». Студенты сначала наблюдают, как та или иная языковая единица существует в речи, затем с помощью преподавателя выводят правило и тренируют его в разговорах на жизненные темы.
Учиться, играя
Идеальный урок – не скучный, не лекция. Идеальный урок – это когда преподаватель хорошо знает свое дело, и ученики уходят в хорошем настроении вне зависимости от того, в каком пришли. При этом они не просто осознают, что весело провели время, но и понимают, что что-то выучили, и смогут этим воспользоваться. Мне на помощь всегда приходят игры. От банального «Крокодила» на английском языке или настольных игр, которые мы специально заказываем из Америки, до более подвижных видов деятельности. Ученики всех возрастов очень любят Running Dictation. Это когда за границами аудитории вывешен листок с текстом, в нем используются новые слова. Студенты, разделенные на две команды, по очереди бегают в коридор, запоминают и диктуют друг другу по одной фразе. Побеждает та группа, которая выполнила задание быстрее и сделала меньше ошибок.
Для тех, кто уже достаточно сплотился и имеет хорошее чувство юмора, подходит игра «Апокалипсис». Мы представляем себе, что на Земле вот-вот случится катастрофа, и только несколько человек могут спуститься в спасительный бункер. Каждый студент должен сделать небольшое выступление – презентовать себя и свои способности так, чтобы коллеги поверили: именно он нужен, чтобы в будущем воссоздать человечество. Эта игра развивает навыки конкуренции, умение отстаивать свою точку зрения. Что пригодится, если вам понадобится представить на иностранном языке свою компанию или бизнес-проект.
Об «идеальном» произношении
Мой принцип – часть времени обязательно уделять произношению. При этом нет задачи поставить идеальный британский или американский акцент – это может повести по ложному пути. Скорее, нужно, чтобы студенты привыкли к разным видам произношения и хорошо их распознавали. Современные люди много путешествуют по Европе, где слышат «немецкий», «французский», «испанский», «итальянский», «сербский» английский. Еще важно понимать, что носители языка сами часто говорят не идеально, расслаблено, сокращают или пропускают какие-то вещи. Например, вместо «do you» можно услышать что-то вроде «dju». Выпускники BIS достаточно подготовлены, чтобы встретить эту конструкцию в настоящей жизни и понять, о чем речь.
Преподаватели тоже учатся
Профессия преподавателя обязывает непрерывно развиваться. Иначе человек в какой-то момент становится просто не интересен аудитории. Мы постоянно ищем новые методики – смотрим, что делают российские и заграничные школы. Обкатываем их еженедельно на специальном семинаре. Российские специалисты, работающие в BIS, кроме того, должны постоянно совершенствовать свой английский. Ведь если ты ведешь несложные уровни – Starter или Elementary – то привыкаешь говорить медленно, использовать простые слова. Поэтому нашим учителям рекомендовано ходить в BIS на курсы уровня Advanced с носителями языка, посещать разговорные клубы. Естественно, за счет компании. Таким образом мы можем гарантировать, что студенты услышат только прекрасную английскую речь.